Профессиональное выгорание.

             (библиографический список)

                                                          Бодрое и веселое  расположение духа - не только

                                                            богатый источник жизненного наслаждения,

                                                            но в то же время и сильная охрана характера.

                                                                                                                                  С.Смайлс.

         

      Устали? Все меньше находится сил, чтобы выносить постоянные запредельные нагрузки педагогического труда? Чувствуете давящий груз неразрешимых личных проблем? Не знаете, как уберечь себя от «эмоционального выгорания»? Тогда наш библиографический список для вас.

       Отсутствие необходимых знаний в области рассматриваемой проблемы приводит  педагогов к  нестабильному эмоциональному состоянию, «эмоциональному выгоранию», которое отрицательно сказывается на исполнении педагогом профессиональной деятельности, на его отношениях с детьми, родителями и коллегами, не говоря уже о том, что  оно является сигналом психологического неблагополучия самого педагога.

     Это своеобразное состояние  было впервые описано в 1974 году американским психиатром Х.Фрейденбергером как специфическая реакция организма на рабочий стресс под названием «burnout» - «выгорание».

     Проблема исследования феномена «профессионального выгорания» встает особенно остро сейчас. Ее актуальность обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности преподавателя и его роли в учебном процессе.

     

  1. Алексеева Е.Е. Диагностика «эмоционального выгорания" у педагогов /Е.Е.Алексеева //Дошкольная педагогика.-2004.-N 1.-С.31-34.

 

  1. Асмаковец Е.С. Взаимосвязь эмоциональной гибкости и синдрома эмоционального сгорания учителя /Е.С. Асмаковец  //Библиотечка ж. «Вестник образования России». – 2006. - № 5. –С.12-14.

 

  1. Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя /С.Г.Вершловский – М.: Сентябрь, 2002. – С.73-80.

 

  1. Волкова И. Проблемы профессионального развития педагога в условиях детского дома  / И.Волкова // Социальная педагога.-2007.-N 2.-С.113-114.

 

  1. Высоцкий В.И. Синдром "профессионального выгорания" /В.И.Высоцкий //Педдиагностика.-2006.-N 6.-C.110-120.

 

  1. Герасимова Л. Эмоциональное выгорание специалистов социально-реабилитационного центра /Л.Герасимова  //Социальная педагогика.-2007.-N 2.-С.109-12.

 

  1. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: профессиональная самореабилитация педагога. Учебное пособие /А.В.Гордеева. – М., 2000. – 80 с.

 

  1. Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться /К.Ефремов //Социальная педагогика.-2007.-N 2.-С.97-102.

 

  1. Журавлева Г. "Эмоциональное выгорание" в педагогической деятельности и способы его профилактики /Г.Журавлева  //Народное образование.-2008.-N 5.-С.114-120.

 

  1. Иванова Н., Голубева Е. Психотерапия профессиональной усталости /Н. Иванова, Е.Голубева  //Обруч.-2008.-N 2.-С.14-16.

 

  1. Козлова Г.Н., Дмитриченко Г.Ю. Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! Методические и диагностические материалы в помощь педагогам /Г.Н.Козлова, Г.Ю.Дмитриченко. -  М.: Глобус, 2007.- С.8-12, 19-24.

 

  1. Лазарева Н.В.  Диагностика "Синдром эмоционального выгорания" /Н.В.Лазарева. //Педдиагностика.-2009.-N 1.-С.63-73.

 

  1. Лазарева Н.В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания /Н.В.Лазарева //Школьные технологии.-2009.-N 1.-С.171-176.

 

  1. Мерзлякова Д.Р. Влияние педагога с синдромом профессионального "выгорания" на учеников /Д.Р.Мерзлякова //Начальная школа плюс До и После.-2007.-N 8.-С.90-91.

 

  1. Михеева Т.Б., Чекунова Е.А. Школьный учитель: самообразование. Вопросы и ответы, советы, тесты. / Т.Б.Михеева, Е.А.Чекунова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – С.130-134, 255-256.

 

  1. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2006. – С.51-57.

 

  1. Морева Н.А. основы педагогического мастерства: практикум: учеб. пособие для вузов /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2006. – С.18-25.

 

  1. Назарова С. Супервизия как средство предотвращения профессиональной деформации специалистов /С.Назарова. //Социальная педагогика. – 2007. –  № 2. - С.115-120.

 

  1. Прохорова Л.Н. Мастер-класс по созданию творческого коллектива в  ДОУ или как загораются искорки творческого поиска /Л.Н.Прохорова. – М.: «5 за знания»,2007. – С.123-124.

 

  1. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе \авт.-сост. Е.А.Шкуринская. -  Волгоград: Учитель, 2008. - 158 с.

 

  1. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами \авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2008.- С.42-48.

 

  1. Фоминова А. Как не сгореть на работе? Синдром эмоционального выгорания у учителей /А.Фоминова // Классное руководство и воспитание школьников. Прил. к газ. ПС.-2008.-N 15.-С.6-10.

 

  1. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения: (пособие для студентов и педагогов) /В.М.Целуйко. – М.: ВЛАДОС,2007.- С. 182-194, 271-275.

 

  1. Шкуренкова Л.В. Здоровьесберегающие технологии: здоровье учителя /Л.В.Шкуренкова //Иностранные языки в шк.-2008.-N 8.-С.23-27.

 

  1. Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя /Н.Яновская //Народное образование.-2009.-N 2.-С.127-137.

 

Приложение.

 

Факторы, способствующие развитию синдрома «сгорания» (Т.В.Форманюк)

  1. Личностный фактор, включающий особенности мотивации деятельности. реакции на стресс (агрессия, соперничество), жизнь ради работы («трудоголики»).
  2. Ролевой фактор, состоящий в работе в условиях высокой личной ответственности.
  3. Организационный фактор, содержащий отношение администрации к работнику (забота о профессиональном росте, организация здоровых отношений сотрудников и др.)

 

Три стадии «сгорания» (К.Маслач)

  1. Эмоциональное истощение – когда наступает безразличие к потребностям других людей, презрение к их чувствам, что указывает на переход ко второй стадии – деперсонализации.
  2. Деперсонализация, когда педагог перестает воспринимать учеников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать. Подобное отношение к окружающим нарастает до тех пор, пока не обратится на самого себя. Оказывающий помощь начинает страдать от чувства вины. Наступает третья стадия – сокращенная профессиональная реализация.
  3. Сокращенная профессиональная реализация – когда у специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, снижается самоуважение, может наступить депрессия. Некоторые в этой ситуации начинают искать помощь, считая, что причина – нерешенные личные проблемы. Другие склонны менять работу.

 

Уровни проявления эмоционального сгорания

1. Физиологический (начальный уровень) – проявляется в виде головных болей,  болей в пояснице, шейном отделе позвоночника, плечах, горле, животе, общем недомогании, нарушении сна и т.д., возникающих без причин. Если не принять меры, возникает следующий    уровень эмоционального сгорания.

  1. Эмоциональный – выражается в состоянии напряженности, тревоги, беспокойства, взволнованности, агрессии (депрессии), эмоциональной истощенности, раздражительности.
  1. Поведенческий – проявляется в виде бурных неадекватных реакций, опоздания на работу, стремления уйти пораньше, частых перерывов в работе, стереотипности восприятия учеников, усиления тяги к вредным привычкам.
  1. Смысловой – утрата смысла профессиональной деятельности, негативное отношение к себе как к специалисту.

 

Тест: Диагностика профессионального выгорания (Н.К.Смирнов)

           Инструкция

    Ответьте на вопросы, используя следующие варианты ответов: «да», «нет», «трудно сказать».

  1. Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом?
  2. Вы занимаете нынешнюю должность дольше двух, но не более пяти лет?
  3. Вы живете один (одна)?
  4. У вас нет никакого хобби?
  5. Когда вы поступали на эту работу, она вам очень нравилась?
  6. Вы никогда не думали о перемене специальности?
  7. Вы почти или полностью удовлетворены своим уровнем доходов?
  8. В вашем окружении нет людей, являющихся для вас хорошей эмоциональной поддержкой?

   Анализ результатов

Начислите себе по 2 балла за каждый ответ «да» и по 1 баллу за ответ «трудно сказать». Если в сумме вы набрали более 10 баллов, у вас достаточно высок риск в ближайшие годы начать «выгорать»

 

Пять способов сохранить себя от «выгорания»

  1. Оглядывайтесь вокруг. Даже в давно знакомых людях так много непонятного, интересного и даже опасного. Что же говорить о незнакомцах?
  2. Не забывайте, что кроме офиса, автомобиля и дачи есть уголки удивительной природы. Попробуйте хоть раз в полгода прикоснуться к ней, пусть и краем. Подольше не бросайте давнюю привычку заглядываться на красивых женщин, это тоже «дикая природа».
  3. Будьте любознательны и любопытны. Не стесняйтесь задавать глупые вопросы – они, как ни странно, молодят.
  4. Совершенствуйтесь в своей профессии – учитесь. Но не бойтесь потратить время на, казалось бы, ненужные, занятия: изучайте историю, рисуйте, фотографируйте, играйте на баяне. Всякая учеба – целебна.
  5. Вспомните о родственниках. Составьте свое генеалогическое древо. Вы всего лишь ветвь на нем, но без вас нет древа.

 

Глоссарий.

     Деформация личности – изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Может носить позитивный или негативный характер; в чем-то позитивный и в чем-то негативный.

   «Выгорание» специалиста – термин, который употребляется в европейских странах и Америке, при характеристике  профессиональной деформации личности. Оно рассматривается как процесс постепенного охлаждения специалиста по отношению к клиентам, с которыми он работает, к их болям и проблемам, а также к своей профессиональной деятельности, как процесс превращения его в функционера.

  «Перегорание» специалиста – характеристика специалиста. Который под воздействием «выгорания» (как результат) становится совершенно безразличным, конъюнктурным по отношению к личности клиента, к своей профессиональной деятельности и ее результативности. В этом случае последствия «выгорания» специалиста сказываются не только на работе, но и дома, в отношении к себе, к своим близким. О таком специалисте говорят, что он «перегорел» или «сгорел» и теперь «холоден» не только в работе, но и в жизни.

  «Профессиональная усталость» - деформация личности, происходящая под длительным воздействием негативных факторов профессиональной деятельности и приводящая специалиста к негативному состоянию его на рабочем месте, быстрой утомляемости, низкой продуктивности его труда. Может быть следствием длительного (повседневного) эмоционального перенапряжения специалиста, переутомления под воздействием профессиональной деятельности и недостаточного внимания к личному отдыху, восстановлению своих физических и духовных сил и др.

   Профессиональное выгорание педагога – синдром физического и эмоционального истощения, включающего как развитие отрицательной самооценки и отрицательного отношения к работе, так и утрату понимания и сочувствия по отношению к учащимся.

  «Сгорание» как состояние есть результат относительно длительного действия определенных факторов рабочей среды в сочетании с индивидуальными и личностными особенностями работника, имеет свои характеристики.

  Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. 


 Составлено библиотекой  ГОУ ДПО ПКИПКРО.

           Август 2009 года

 https://iro.perm.ru/


Koнтакт

english-school