ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ УЧИТЕЛЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
При подготовке к творческому отчету учителю полезно обратить внимание на следующие моменты.
Заглавие работы должно отражать основную идею опыта учителя.
2. При обосновании актуальности опыта важно отметить, какие проблемы решаются и какие противоречия устраняются.
3. Описывая историю возникновения и становления педагогического опыта, необходимо ответить наследующие вопросы:
что побудило заняться работой над данной проблемой;
какие трудности возникали при ее решении;
какие результаты получены.
Необходимо определить научные основы опыта: теории, законы, закономерности, принципы обучения, воспитания и развития учащихся, которые реализуются автором.
Важно кратко описать сущность опыта и его технологию. При этом учителю необходимо проанализировать собственные находки, привести примеры, наиболее ярко характеризующие его работу.
Завершать отчет желательно анализом результативности описанного педагогического опыта, в котором показываются положительные сдвиги в обучении, развитии, воспитании учащихся. Полезно остановиться при этом на описании возникших трудностей и пределов применимости.
В заключении можно указать продолжительность работы по данной проблеме. Опыт считается длительным, если работа осуществляется более трех лет, кратковременным — менее трех лет.
Структура выступления учителя(10-20 минут)
Объявление темы работы.
Рассказ об условиях возникновения и становления опыта (сведения о микрорайоне, школе, классах).
Обоснование актуальности и перспектив развития опыта. Выявление недостатков и противоречий в образовательном процессе, которые учитель стремится устранить.
Формулирование целей и задач работы.
Обоснование теоретической базы опыта, принципов педагогической деятельности.
Краткий рассказ о сущности опыта и его технологии. Приведение доказательств преимущества предъявленной технологии обучения по сравнению с другими. Информирование о результатах наблюдений, срезовых работ, анкетирований учеников и их родителей. Целесообразно указать число победителей олимпиад разных уровней и другие яркие примеры, подтверждающие точку зрения педагога.
Сравнение полученных результатов с целями и задачами, которые ставились в начале работы. Формулирование выводов (они должны быть четкими, отражающими сущность опыта, новизну и оригинальность находок).
После выступления учителю задают вопросы по тексту выступления оппоненты. В оценку защиты опыта входит содержание и культура ответов учителя на вопросы оппонентов.
Критерии оценки творческого отчета учителя
1. Актуальность выбора темы исследования, ее соответствие современным направлениям совершенствования образования.
Умение учителя выделить ведущую идею своего педагогического опыта и сформулировать ее.
Способность педагога анализировать условия возникновения и становления опыта, обосновывать актуальность концептуальных подходов, установок, лежащих в основе его педагогической системы.
4. Умение четко выделять цели и задачи своей поисковой педагогической деятельности.
Способность применить современные достижения педагогики, психологии и методик учебных дисциплин для обоснования выдвигаемых концептуальных положений.
Новизна творческих находок учителя. Аргументированность нововведений, их соответствие основным направлениям совершенствования образования на современном этапе.
Умение моделировать учебные занятия в соответствии с проблемой исследования и требованиями современного этапа развития школы.
Умение анализировать результаты своей педагогической деятельности.